something out there

Объявление

Гленрок - маленький город на острове Якоби, штат Аляска. Город, скрывающий свои тайны от чужаков, город закрытых дверей и сердец. Секреты, которые есть у каждого жителя, загадки, что прячутся в укромных местах острова, приезжим могут показаться абсурдными и нелепыми из-за их мистической подоплеки, но только не местным. Каждый, кто прожил здесь достаточно долго, рано или поздно понимает, что все эти суеверия, духи, проклятия, индейские тотемы - не байка для туристов. Духи говорят : грядет буря. И на этот раз она заберет всех. Добро пожаловать в Гленрок, незнакомец. Помни, тебе здесь не рады. 18+, мистика в маленьком городке

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » something out there » messiah's handbook » тлинкиты


тлинкиты

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

[indent] Тлинки́тыиндейский народ, проживающий на юго-востоке штата Аляски, а также в провинции Британская Колумбия и на территории Юкон (Канада). Самоназвание — тлингит, что означает человек.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


[indent] Ученые предполагают, что тлинкиты начали формироваться как самостоятельный этнос около 4 тысяч лет до нашей эры. Согласно индейским преданиям, прародина тлинкитов располагалась к юго-востоку от их современной этнической территории, в районе устьев рек Насс и Скина, откуда началось расселение родов в северном направлении. Предания некоторых родов, правда, указывают на их происхождение из глубин материка или с островов Королевы Шарлотты.
[indent] Тлинкиты не мигрировали в южном направлении, а также не переселялись на восток, за хребты Скалистых гор (по крайней мере до прихода европейцев), предпочитая двигаться вдоль побережья в северном и в северо-западном направлениях. Это  объясняется тем, что на юге и юго-востоке обитали воинственные племена индейцев хайда и цимшиан, не уступавшие тлинкитам по уровню социально-экономического развития. Кроме того, глубинные районы материка отличались более суровыми климатическими условиями и скудными природными ресурсами, что не привлекало тлинкитов.
[indent] Первое столкновение тлинкитов с русскими состоялось в 1741 году - экипаж одного из судов издалека видел лодку с тлинкитами. Настоящее знакомство произошло в 1788 году, когда северо-западное побережье Аляски посетила торгово-промышленная экспедиция на судне «Три Святителя» под командованием мореходов Г. Г. Измайлова и Д. И. Бочарова. На начало XIX века пришлась серия взаимных нападений, известная как русско-тлинкитская война 1802-1805 гг.
[indent]  Контакты с русскими продолжались на протяжении всего XIX века, что объясняет присутствие в языке тлинкитов русских слов, русские имена и некоторое распространение среди индейцев православия.

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И БЫТ


[indent] Племя тлинкитов делится на две экзогамные фратрии (экзогамность подразумевает запрет заключения брака внутри фратрии): Ворона и Волка (у северных тлинкитов - Орла). Главная функция фратрий - регулирование брачных отношений.
[indent] Фратрии делятся на роды. Род далеко не всегда целостный: довольно часто члены одного рода расселялись, образуя его осколочки - линиджи. Тлинкитский род экзогамный (внутри него нельзя заключать браки), матрилинейный (происхождение и наследование - по материнской линии, а не по отцовской). Каждый род имеет собственное имя. Однако род в тлинкитском обществе давно утратил свое экономическое значение, теперь он выступает разве что носителем традиций предков: определенные легенды, танцы, имена, эмблемы-тотемы, речи на потлачах, рисунки на лица, боевые кличи и даже посещающие шаманов духи считаются собственностью рода и ревниво оберегаются от посягательств чужаков. Статус рода зависит от количества имущества, раздаренного членам родов противоположной фратрии на последних потлачах.
[indent] К моменту появления европейцев в Юго-Восточной Аляске племя тлинкитов распадалось на социально-территориальные единицы — куаны. Куан - это некий союз общин тлинкитского племени. Члены одного куана испытывают чувство "местного патриотизма", но при этом гораздо выше ценят свою принадлежность к определенной фратрии и роду.
[indent] Достаточно далеко зашло у тлинкитов социальное расслоение общества.
[indent] ✘ Вождь селения (анкау-тлен или анцати, что означает хозяин селения) - глава самого влиятельного рода в селении.
[indent] ✘ Вождь линиджа (анкау - мужчина селения) - глава лидирующего подразделения рода - сублиниджа - в отдельном селении.
[indent] ✘ Знать (анъяди - дитя селения) - люди благородного рождения и высокого общественного положения. Не каждый анъяди - вождь, но каждый вождь является анъяди.
[indent] ✘ Простые общинники (тлинкиты).
[indent] ✘ Люди низкого статуса (ничкакаку - ничтожество) - люди низкого ранга: незаконнорожденные, отпущенные на свободу рабы и лица, имевшие предков-рабов.
[indent] ✘ Рабы (куху) - обычно - чужеплеменники или их потомство. Есть также рабы из собственного племени, происходят они обычно из отдаленных куанов и попадают в плен на войне. Тлинкит не может держать как раба человека своего рода, но ему разрешено это по отношению к членам других родов своей фратрии.
[indent] Особое положение, близкое к знати, занимают шаманы. Жилища их стоят на почетном месте в селении, а их занятие дает хороший доход. Шаман устраивает камлания, стремясь обеспечить успех
в охоте или рыбной ловле, в военном походе или в лечении больного. Шаман обязательно участвует в погребальной церемонии, которая представляет собой ритуальное трупосожжение, сопровождающееся принесением в жертву раба покойного, который должен принять ту же смерть, что и его хозяин. Тело самого шамана после его смерти не сжигают. Шаман отгоняет враждебных духов, предсказывает будущее, получая за свои услуги часть добычи охотников и рыболовов или плату от родственников больного. Так как индейцы видят причину почти любого заболевания в сглазе или порче, то шаману необходимо отыскивать колдуна, с которым родственники больного обычно расправляются с особой жестокостью. Шаманы обладают невероятным влиянием, поэтому зачастую вожди покупают союз с ними, чтобы затем совместно держать в почтении и страхе всю общину.
[indent] Селения тлинкитов состоят из домов, которые строятся вдоль берега реки или бухты, фасадами к воде. Небольшие селения имеют по 4—5 домов, и около 100 человек населения, крупные — до 25 домов и около 1000 человек населения. Летом на рыбалке и охоте сооружают временные шалаши. Каждый дом имеет своё имя (Дом Косатки, Дом Звезды, Дом Костей Ворона), которое зависит от родового тотема, местоположения, размеров. При постройке или перестройке дома приносятся человеческие жертвы - под его опорными столбами закапываются тела убитых рабов. Фасады и внутренние перегородки украшаются резьбой, перед входом иногда ставятся тотемные столбы.
[indent] Браки заключаются только между представителями родов противоположных фратрий. Брачный возраст для юношей — 17—18 лет, для девушек — 15—16. Семья обычно парная, но распространено и многожёнство (среди богатых).
[indent] Хозяйственный год делится на 4 сезона: зима (така), весна (такуити), лето (кутан), и осень (еес). Месяц — дис, диси, то есть «луна». Начало года приходится на июль.
[indent] Пища тлинкитов разнообразна. Главный компонент - рыбий или тюлений жир. Основной продукт — рыба, в первую очередь лосось, сельдь. В пищу идут также крабы, моллюски, водоросли, мясо оленей, коз, баранов, медведей, тюленей, дельфинов, китов и других животных. Земледелием до прихода европейцев тлинкиты не занимались.
[indent] Экономика тлинкитов до контакта с другими народами имела натуральный характер хозяйства. Денежные средства и американская система собственности резко изменили образ жизни тлинкитов, однако многие из них успешно приспособились, между тем на острове довольно важную роль играет система обмена, которая распространена в том числе и среди тлинкитов. В основном их деятельность связана с лесозаготовкой и лесным хозяйством, рыболовством и морской промышленностью, туризмом. Большим искусством считается резьба по дереву и камню, которая может обогатить мастера.
[indent] Значительная часть тлинкитов живет в традиционных селениях, переняв многие элементы современной американской материальной культуры. Значение родовой системы упало, но сохранились семейные связи, многие родовые традиции и некоторые традиционные институты, практика потлачей, отчасти язык, традиционная пища и ремесла.

ТЛИНКИТЫ ОСТРОВА ЯКОБИ


[indent] Всего на острове проживает 108 тлинкитов. Большая часть живет в обособленной общине, на данный момент считающейся независимым от материковых сородичей кланом (или сибом). Еще четверть живет в самом Гленроке и окрестностях.
[indent] Поселение долгое время находилось в сравнительной изоляции как от пришлого, так и от местного населения. Старейшие говорят, что индейцы заселили остров как минимум три века назад и с тех пор его не покидали. Они строят свои дома в восточной части острова, где горные реки блестят от крупиц вымываемого из руды золота, а прибрежные воды полны рыбы. Многие тлинкиты в этом благодатном на пищу краю добывают пропитание самостоятельно, используя как новейшие изобретения человечества, которые покупают в Гленроке, так и традиционные орудия, к примеру, при охоте на лесных животных изредка продолжают использоваться лук и стрелы, так как, в отличие от выстрелов, они не распугивают животных.
[indent] До сих пор индейцы острова не забыли ни свои культуру, ни обычаи, ни ремесло. Шаманы не потеряли своей значимости и играют важную роль в жизни тлинкитов. Индейцы чтят свои традиции и праздники, оберегая их от белого населения, но, благодаря доброжелательным активистам, готовы поделиться с жителями Гленрока своими знаниями и навыками. Однако следует помнить, что делают они это не бесплатно. Из-за подобного обмена в тлинкитском поселении забавно смешались предметы быта простого американского человека и индейского ремесленника.
[indent] Не все тлинкиты рады подобному вмешательству в свою жизнь, поэтому порой случаются конфликты, доходящие до похищений и даже нападений. Администрация Гленрока всегда старается мирно разрешать подобные ситуации, но зачастую вожди демонстративно встают на защиту своего народа, чем осложняют проведение любых переговоров.
[indent] В общем и целом отношения у индейцев с пришлыми сложные и натянутые, их особо обостряет непоколебимая уверенность тликитов в том, что жизнь на острове перестала быть безопасной по вине приезжих, которые принесли с собой зло в благословенные леса Тонгасса.

+1

2

РЕЛИГИЯ


[indent] Взгляды тлинкитов на окружающий мир отличаются большим своеобразием. Земля, согласно тлинкитским мифам, покоится на гигантском столбе в виде передней лапы бобра, который удерживает подземная старуха Агишануку; иначе земля давно бы опрокинулась и потонула в море. Землетрясения происходят из-за борьбы Агишануку с Человеком-Вороном Йэлом. Йэл, рассердившись на людей за несоблюдение ими его заветов, пытается оттащить старуху от столба и опрокинуть землю. Чтобы помочь Агишануку справиться с ее могучим противником, индейцы во время землетрясений выбегают из своих домов, садятся на землю и начинают перетягивать друг у друга палки, сопровождая эти действия магическими песнями.
[indent] Религиозные воззрения тлинкитов представляет собой целостный комплекс, состоящий из тотемизма, анимализма, фетишизма, магии, анимизма и шаманизма.
[indent] Особое место занимает тотемизм. Тотемизм — это вера в сверхъестественную связь, будто бы существующую между группой людей и определенным видом животного, растения, каким-либо предметом или явлением. Тотемизм тесно связан с социальной организацией тлинкитов: существуют тотемы фратрий (Ворон, Волк/Орел), родов, линиджей и сублиниджей. Существует также личный или индивидуальный тотемизм, связанный с культом личных духов-покровителей, особенно распространен он среди шаманов. Следует помнить, что тотем - это сверхъестественный покровитель, духовный символ рода или человека, тотемный столб - лишь его воплощение в модели. Особенность тотемизма у тлинкитов состоит в том, что один и тот же род может обладать несколькими тотемами.
[indent] Анималистические верования тлинкитов отражаются на их отношении к животным: нельзя убивать животное без нужды, мучить его или смеяться над его мучениями, так как это приносит несчастье. И наоборот, помощь раненому животному должна принести удачу.
[indent] Фетишизм во взглядах тлинкитов проявляется в вере в сверхъестественные свойства амулетов, которые делаются из листьев, цветов и корней различных растений (реже из травы, перьев, шерсти животных, орлиных лап так далее). Амулеты могут передаваться по наследству, а друзья часто обмениваются ими. У шаманов особым почитанием пользуется язык выдры, который считается самым могущественным фетишем. С фетишизмом тесно связана магия. Тлинкиты верят во вредоносную магию, которой занимаются колдуны, наводящие порчу на людей при помощи различных средств и заклинаний. Несоблюдение некоторых магических обрядов перед любым серьезным делом (военный поход, охота, торговая экспедиция) влечет за собой, по мнению индейцев, различные негативные последствия: непогоду, болезни, неудачу в набеге, голод.
[indent] Согласно тлинкитским представлениям о мире, человек - органическая составная часть природы, он не противопоставляется всему остальному миру. Тлинкиты верят, что в загробном мире душа человека занимает такое же место, какое он имел при жизни.
[indent] Тлинкиты считают землю плоской, небо твёрдым, звёзды — кострами в жилищах духов, солнце и луна для них живые, понимающие язык людей.
[indent] Шаманы у тлинкитов почитаются более чем у других индейцев Северо-Западного побережья. Индейцы верят, что шаманы могут быть посредниками между миром людей и миром духов. Последние помогают увидеть будущее, найти колдуна или вора, лечить болезни, предотвращать опасности и прочее. Шаман может иметь несколько духов-покровителей, чем их больше, чем многочисленнее шаманские принадлежности, тем он влиятельнее. Для каждого духа есть свое имя и свои песни. Состояние экстаза шаман вызывает обычно пением, ударами в бубен, исступленными плясками. Тлинкитские шаманы используют в своей практике гипноз и самовнушение и нередко достигают с их помощью желаемых результатов, особенно при лечении больных, а также при определении вора.
[indent] К концу девятнадцатого века большая часть тлинкитов принимает христианство, причём многие входят в православную церковь, основанную намного ранее во время российской колонизации. Выбор православия мог рассматриваться как попытка более консервативных тлинкитов сохранить некоторую культурную независимость от наступающей англосаксонской цивилизации США, которую связывали с пресвитерианскими миссионерами.
для тех, кто хочет знать больше: Мифы, сказки и легенды индейцев (о тлинкитах с 64 страницы)

ИМЕНА


[indent] При наречении именем у тлинкитов определяющее значение имеют следующие факторы:
[indent] 1) принадлежность к тому или иному роду и фратрии (Ворона или Волка/Орла);
[indent] 2) пол и возраст;
[indent] 3) социальный статус родителей;
[indent] 4) особенности и личные качества человека, его социальный статус;
[indent] 5) наличие у нарекаемого детей.
[indent] Огромное влияние на механизм наречения оказывает матрилинейный счет родства. Следовательно, наиболее тесная родственная связь существует между племянником и дядей, внуком и дедом, родными братьями, поскольку все они принадлежат к одному роду – роду матери. Имена поэтому часто переходят от старшего брата к младшему, от дяди – к племяннику, от деда – к внуку.
[indent] Личные имена тлинкитов в большинстве случаев произошли от названий животных: давая звериное имя своему ребенку, индеец верит, что его потомок будет владеть силою и способностью того зверя, имя которого он носит; у другой точки зрения акцент переносится с мистической силы имени на его связь с тотемом, почитавшимся в том или ином роде: имена, присущие тлинкитам фратрии Ворона, соотносятся с такими животными, как лягушка, ворон, горбуша и прочими, а для индейцев фратрии Волка/Орла характерны имена, восходящие к названию волка, медведя-гризли, косатки, орла и ряда других тотемных животных.
[indent] Каждый тлинкит может иметь несколько имен, а иногда и прозвищ, которые он приобретает на протяжении жизни. Все эти имена и прозвища могут быть сведены в следующий список:
[indent] 1) родовое, или «действительное», то есть личное имя;
[indent] 2) детское прозвище, уменьшительно-ласкательное имя;
[indent] 3) дополнительное имя или прозвище взрослого человека;
[indent] 4) почетное, или «потлачное» имя - его может приобрести или унаследовать только богатый человек (обычно это родовой вождь) после устройства особого потлача.
[indent] Родовое, или «действительное», имя - первое имя индейца, обычно дается матерью при рождении и наследуется внутри рода. Мать часто называет ребенка именем своего умершего родственника, чья душа вновь «вселяется» в новорожденного. На «вселение» в ребенка определенного духа указывают сны, увиденные матерью до его рождения, и наличие приметных родинок. На выбор имени влиет также степень привязанности матери к умершему родственнику и социальная позиция семьи.
[indent] Кроме «действительного» ребенок может получить в детстве от своей матери уменьшительно-ласкательное имя или прозвище..
[indent] Пожилой человек очень редко бывает известен по детскому имени, но он может приобрести прозвище в зрелом возрасте. Такое прозвище отражает, как правило какую-нибудь черту характера, внешности или факт биографии и является дополнительным именем индейца. Прозвища могут со временем превращаться в «действительные» имена и даже, очевидно, в почетные.
[indent] К дополнительным именам можно также отнести имена, которые получают или принимают шаманы после периода «ученичества» или «приобретения» первого духа.
[indent] Также богатые тлинкиты могут получить почетные имена, приобретенные при проведении особых потлачей; они же могут стать титулом.  Почетные имена чаще всего ассоциируются с тотемом или тотемами. Принимая на потлаче почетное тотемное имя, вождь надевает соответствующие регалии и становится как бы живым воплощением тотема, символом определенной социальной группы. Почетные имена, как правило, передаются по наследству. Известны целые «династии» вождей, носивших одно имя.
[indent] У ряда родов одинаковые тотемы (Медведь, Лягушка), поэтому имена, происходящие от таких тотемов, у различных родов одинаковы, что приводит к появлению у тлинкитов тезок. Традиционно люди с одинаковыми именами относятся друг к другу как к отражению своего «я», называя тезку «ха’и» – «мой дорогой».
[indent] В начальный период колонизации (в период Русской Америки) отдельные индейцы, принимавшие православную веру, получали христианские имена, а иногда также фамилии своих крестных отцов. Чаще, однако, индейцы, принявшие православие, получали лишь христианские имена (порой довольно экзотичные), а в качестве «фамилий» русские использовали их собственные тлинкитские имена. Примеры такого рода нередко встречаются в русских документах XIX века: Наркис (Нарцисс) Ельк, Неон Кашкичат, Катерина Сакикан, Александр Кунахин.
[indent] Позднее, после продажи Россией Аляски США, тлинкиты начинают получать американские имена и фамилии (первоначально в качестве кличек и прозвищ), которые уже к концу XIX-началу XX века постепенно внедряются наряду с традиционными именами. Этому способствовала также активная деятельность миссионеров, развитие школьного образования среди индейцев, изменения в сфере социальных приоритетов и престижных ориентиров и, наконец, юридическая фиксация имен и фамилий коренного населения Аляски в связи с упорядочением административного управления. Индейцы начинают широко пользоваться такими стандартными англо-американскими именами и фамилиями, как Том, Фред, Стюард. Адамс. Правда, в повседневном общении эти новые имена и фамилии еще долгое время употреблялись и наследовались весьма произвольно.

Примеры имен

[indent] Действительное имя: Тлехи (Танцор), Йэлк (Маленький Ворон), Кетл (Собака), Да-Тлан (Большой Горностай), Шах (Дикая Смородина), Ка-тла (Мать Мужчины), Тле-ан (Вместе с селением). Отдельные имена могут быть своеобразными напоминаниями о каких-либо событиях, например, имя Джиналатк (Катящиеся Волны), данное девочке ее матерью в память о месте, где утонул ребенок ее сестры.
[indent] Уменьшительно-ласкательное имя или прозвище: Ченио (Вонючка), Дашана (Капризная) и Цикина (Моя Маленькая Любовь). Прозвище может отражать черту характера, внешности или факт биографии. Так, в одной из тлинкитских легенд рассказывается о войне между родами киксади и дешитан. Во время одного из столкновений воин-дешитан вышел навстречу врагу в медвежьей шкуре, за что был прозван Хуц-ги-сати (Хозяин Медвежьей Шкуры).
[indent] Почетное имя: чаще всего ассоциируется с тотемом или тотемами данного рода. Так для рода канахтеди (главный красный Ворон), характерны следующие почетные имена: Йэлгок (Прекрасный Ворон), Андаканэл (Летящий Ворон), Йэлкуху (Раб Ворона), Данавак (Серебряные Глаза [Ворона]), Тлгина (Шорох [Вороньих] Крыльев).

для тех, кто хочет знать больше: А.В. Гринёв Личные имена индейцев тлинкитов;
Англо-тлинкитский словарь №1;
Англо-тлинкитский словарь существительных;
Англо-тлинкитский словарь глаголов (веб-формат): ankn.uaf.edu/~tlingitverbs/TlingitVerbsEngIndex.xml

0


Вы здесь » something out there » messiah's handbook » тлинкиты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC